Новости

Директор Государственного музея В.В. Маяковского: Я поднялся к Маяковскому по «Ступеням»

12/03/2018
Директор музея В.В. Маяковского Алексей Лобов
Директор музея В.В. Маяковского Алексей Лобов

В рамках рубрики #талантыЮАО мы готовим материалы про интересных и талантливых людей, проживающих в Южном округе.

Алексей Лобов, директор Государственного музея В.В.Маяковского живет в Южном округе. Он согласился встретиться с корреспондентом Объединенной редакции ЮАО и рассказать, как он прошел путь от создателя галереи «Ступени» во Владимире до директора музея Маяковского в Москве:

Все началось, когда мы с моей супругой Юлией Лобовой в 2001 году открыли во Владимире галерею « Ступени» для молодых и начинающих художников буквально на ступенях одного из входов общеобразовательной школы гуманитарного направления, бывшей исторической гимназии, расположенной на центральной улице города. Само пространство галереи представляло собой два лестничных пролета со старинными перилами. Каждые три недели мы показывали интересные, нестандартные и, порой, эпатажные выставки. Дело в том, что Владимир, да и вся Владимиро-Суздальская земля богата профильными учебными заведениями художественного направления. Это и несколько детских школ искусств, и художественно-графический факультет Университета, и известнейшее Суздальское художественно-реставрационное училище, в котором учатся талантливые ребята из разных регионов России.

IMG_4731Поэтому, довольно быстро «Ступени» стали эпицентром культурной жизни творческой молодежи города.
Каждый месяц была новая экспозиция, информацию о которой мы выставляли на загрунтованном листе фанеры в виде плаката или отдельной картины масляными красками. Каждая новая выставка являлась информационным поводом для журналистов, изголодавшимся по интересной творческой инновационной волне в городе. Практически 2-3 года мы жили в бешеном темпе, потому что объем информации, который хотелось показать, был безграничен. Это была единственная частная галерея во Владимире, у которой были входные билеты. Удивительно, но люди готовы были платить деньги за то, чтобы посмотреть работы никому не известных художников, только потому, что их выставляет галерея «Ступени».

Это был первый этап.
За три года интенсивной работы над этим проектом у нас появилось большое количество друзей: музыканты, поэты, кинорежиссеры. Каждое открытие должно было сопровождаться перформансом, концертом. Вскоре вокруг нас собрался целый круг людей, которые творили в различных сферах искусства, но при этом хотели, чтобы они выступали не как «одиночки», а в едином порыве, с одной свежей идеей, вместе. Так мы поняли, что выросли до более серьезных арт-проектов..и в 2004 году создали Творческое объединение «Вэй Арт» в Москве.

В лучшие годы существования Творческого Объединения у нас было пять арт-галерей: в Суздале, во Владимире и три галереи в Москве. Мы предлагали совершенно уникальный галерейный продукт: в столице мы практически не работали с московскими художниками, во Владимире — с владимирскими, а в Суздале — с суздальским. Потому что в каждом регионе уже есть галереи, которые прекрасно показывают работы своих земляков. Именно поэтому самые известные наши арт-проекты, такие , как «Волшебная африканская ночь в Суздале»-2007 год, «Прогулка, которой не было» в Сочи -2009 год, «Детство в подарок» с Юрием Энтиным-2010 год имели полный аншлаг.

Во время работы «Вэй Арт» мы искали по Москве площадки для реализации выставочных проектов, на которых могли бы представить региональных художников. Так завязалось сотрудничество с государственными выставочными залами Москвы. Среди них, галереи «Нагорная», «На Каширке», «Тушино». Особенно удачно складывались отношения с Южным округом. Количество галерей, домов культур, библиотек, школ искусств, выставочных залов – оно рассчитывалось под количество жителей того или иного округа. Поэтому Южный как самый большой округ Москвы, как самый лучший, обладал самым большим количеством выставочных залов.IMG_4715

Мы работали много, вдохновенно, на одном дыхании… Видимо, в Департаменте культуры г. Москвы это заметили, и в 2011 году мне предложили возглавить Государственный выставочный зал «Наследие» в Восточном Бирюлево. Так Творческое объединение «Вэй Арт» начинало принимать новые формы и новый статус.

С большой теплотой вспоминаю работу в «Наследии» в прекрасном коллективе профессионалов. Один из самых ярких арт-проектов 2012 года в этом выставочном зале был «Россия-Чехия-Транзит», когда мы возродили творческие связи между художниками двух стран.

Этот опыт работы с различными по тематике выставками, организаций культурных акций, объединение в одном проекте творческих людей очень пригодился мне, когда я стал директором музея Маяковского. Сама фигура Маяковского предполагает такую мультижанровость. В последнее время мы в музее выходим далеко за рамки темы Маяковский-поэт. Маяковский — это художник эпохи авангарда, один из родоначальников этого многогранного направления в искусстве, он был экспериментатор, творец. Маяковский был и художник, и актер, и драматург, и теоретик искусства, и публицист. Фонды музея уникальны по своему составу. То есть нас трудно называть литературным музеем: у нас большой фото-фонд уникальных фотографий нач. XX века, рукописно-документальный фонды и помимо автографов и документов Маяковского, мы являемся одним из главных хранилищ рукописного наследия Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, в музее очень большая коллекция изобразительных материалов – живопись и графика художников авангарда причем первого ряда – Любовь Попова, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Василий Каменский, Наталья Гончарова, уникально собрание рукописных футуристических книг и книг 1920-1930-х годов. Это собрание безусловно связано с Маяковским, с его ближайшим окружением, с эпохой.

Про то, когда закончится реконструкция Музея Маяковского, и что ждет поклонников творчества поэта, читайте в нашей заметке: «Алексей Лобов: Проект реконструкции музея В.В. Маяковского сложный и интересный»

Автор: Кира Убожкова

Фото: Елизавета Афиногенова и музей В.В. Маяковского 

Метки: , , , ,

Выбор редактора