Женский деловой центр провел выездное мероприятие в центр содействия семейному воспитанию «Южный». Учреждение посетили учащиеся курсов «Инновационные технологии дошкольного воспитания» вместе со своим куратором — врачом-педиатром высшей категории, кандидатом психологических наук, клиническим психологом и психотерапевтом Ириной Токаревой.
В центре «Южный» гости познакомились с его воспитанниками. Среди них были дети cо слабо выраженной эмпатией. Про проблемы связанные с нарушением эмпатии Ирина Феликсовна рассказала в интервью редактору газеты района Орехово-Борисово Южное.
— Ирина Феликсовна, расскажите, что такое эмпатия?
— Эмпатия – способность, заключающаяся в тонком постижении чувств и эмоций другого человека. Эмпат — это человек, у которого есть стремлению эмоционально откликнуться на проблемы других людей. Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на место другого, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение. Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.
Выражение чувств не имеет рациональных объяснений, и интеллектуальные усилия в этом участие не принимают. Эмоциональный интеллект у всех развит по-своему. Сильную эмпатию можно наблюдать как самостоятельное явление, которое возникает против воли самого эмпата.
-Когда у ребенка зарождается эмпатия?
— Исследования показывают, что развитие эмпатии происходит одновременно с духовным интеллектуальным развитием. Чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем выше уровень развития эмпатии.
— Отсутствие эмпатии это приговор?
— Отсутствие эмпатии в определенной степени существует. Но низкий уровень эмпатии не означает полное ее отсутствие. Такие люди не способны оценивать проблемы с любой другой позиции, кроме своей. Данные индивиды зацикливаются на себе и часто чувствуют себя неловко в обществе. Они имеют ограниченный круг общения, либо друзья и вовсе отсутствуют.
— Можно ли “вырастить” эмпатию у детей, или у взрослых?
— Формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста зависит от окружения. Хотя многие утверждают, что эмпатия — это врожденный дар, развивать его можно. Делается это словами, личным примером и моделированием ситуаций. При этом оптимален средний уровень проявления эмпатии у детей, поскольку существует другая крайность — аффективная эмпатия — то есть ее чрезмерно высокие уровни — могут навредить ребенку во взрослой жизни.
У взрослых «вырастить» такое чувство очень сложно, ведь уже сформированы все основные черты человека.
— Как чаще всего проявляется отсутствие эмпатии?
— Отсутствие эмпатии делает все чувства человека относительно других людей поверхностными и неглубокими. Например, они не способны любить и жалеть людей, причем даже собственных детей. Ибо «все остальные, — лишь для меня, а не я для них». У таких людей эмпатия в структуре личности, легко замещается своими антагонистами: презрением к человеку, безжалостностью, ненавистью, злобой, и тому подобное.
— Как определить уровень эмпатии?
— Для исследования эмпатии используется несколько методик: «Шкала эмоционального отклика», методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, которые предназначены для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого.
— Если у родителя нет эмпатии, то может ли он «заразить» своих детей?
— Может. Дети копируют неосознанно (и осознано тоже) поведение родителей.
— Когда отсутствие эмпатии у индивида становится проблемой для окружающих? Что делать?
— При воспитании ребенка в семье особенно опасны авторитарность, жёсткость, чрезмерное доминирование матери без зачатков эмпатии. Такого рода поведение сокращает возможность здорового психического развития детей и чревато неприятными последствиями. В том случае, если у ребёнка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребёнка сильный тип нервной системы, доминантность, жёсткость матери приводит к тяжким, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии.
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА:
Для того чтобы лучше понимать других, необходимо развивать в себе эмпатию. Вот несколько простых советов:
• Научитесь слушать собеседника. Это наиболее значимое умение.
• Присматривайтесь к окружающим вас.
• Не закрывайтесь.
• Ставьте себя на место других.
• Навык поможет вам лучше понимать своего собеседника и рассмотреть возможную проблему под другим углом.
• Учитесь определять собственные чувства. Трудно помочь в ситуации, которую самому не приходилось испытывать. Не помогут ни специальные рекомендации, ни особые упражнения. Поэтому следует развивать свою эмоциональную память, пережитые эмоции и чувства. Они помогут вам лучше понимать других людей и самого себя.
Все, у кого есть вопросы к Ирине Токаревой, могут задать их на страничке редакции в соцсети Фейсбук или написать в редакцию — editionuao@gmail.com.
Читайте также: Психолог Ирина Токарева: Врожденная психопатия проявится только в агрессивной среде
Фото: ЦССВ «Южный»
Метки: воспитание детей, женский деловой центр, Ирина Токарева, психологические развитие