Конкурс рецензий на спектакль Питер Пэн провели в Московском государственном областном театре имени юного зрителя 8 февраля. Корреспондент Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа посмотрел музыкальную постановку театра и принял участие в конкурсе рецензий.
«Питер Пэн» МОГТЮЗа собрал восторженное отзывы зрителей и положительные высказывания профессиональных критиков. Для детей это милая сказка, а для взрослых постановка, которая задает риторические вопросы и мотивирует искать ответы на философские и жизненные проблемы: Хорошо ли быть всегда ребенком? Как повзрослеть и не разучиться мечтать? Обязательно ли взрослые должны жить скучной жизнью?
Спектакль начинается с событий Второй Мировой Войны и переносит нас в госпиталь, где Нона Гришаева в образе медсестры пытается успокоить пациентов, которые еще не распрощались с детством, не смотря на столкновение с жестокой реальностью войны. Постепенно больница становится площадкой, где герои играют в доме Дарлингов или островом Небывалый, куда персонажи отправляются в поисках приключений и беззаботной жизни.
Создатели спектакля столкнулись с тем, что не знали, как показать полет героев, технически они могут летать по всему залу и сцене, но будет ли это уместно и не будет ли сбивать с толку. В итоге постановщики пришли к очень конструктивному инженерному решению. Для визуализации полета в сцену вмонтировали самолет времен Второй мировой, который взяли у Британского Музея. На крыльях летательной машины герои и переместились на Небывалый остров. Когда персонажи «парят», в их глазах читается детский огонек и задор, они готовы жить в вечных приключениях, играть с индейцами и сражаться с пиратами, жить беззаботно, не думая об обязанностях, и остаться детьми навсегда. Художник-сценограф Тимофей Рябушинский использовал инвентарь клиники и в лондонских сценах, и на острове. Больничную койку использовали не только, как кровать, но и как скалу, и как корабль. Костылями герои сражались, как саблями, с пиратами.
Режиссер спектакля Алексей Франдетти настоял на том, чтобы вся музыка к «Питеру Пэну» была живой. В зале был настоящий оркестр «Папоротник» под руководством Александра Антонова, который сопровождал героев. Женские партии Венди были пронизаны сначала весельем, потом тоской по дому, а затем и сожалением о том, что детство закончилось вместе с полетами, а впереди ждет старость.
Взрослая реальность иногда убивает всю юношескую мечтательность, остаются только серые будни без полетов и приключений. После спектакля задаюсь вопросами: неужели нельзя мечтать и взрослой жизни, неужели нельзя использовать детский задор для достижения целей или желаний. Неужели можно быть только инфантильным или серьезным.
Мужские партии были боевыми. Мальчишки пели детские песни, положенные на музыку военных песен, а злодей крюк больше всего любил джазовые темы. В первых сценах задаешься вопросом: почему Крюк так сильно боится мальчишек, особенно Питера Пэна? Ведь он гораздо сильнее, чем все дети острова вместе взятые. Суровый пират ненавидит Питера за то, что он умеет летать, завидует ему, что он смог остаться ребенком. А Крюк слышит тиканье часов крокодилице, которые скорее не об опасности предупреждают, а напоминают, что жить моряку осталось недолго.
Очень трогательно прозвучали слова Ноны Гришаевой, сыгравшей взрослую Венди: «Я больше не могу летать, Питер. Я выросла». Понимаешь, почему многие потом выходили в слезах, а на премьерном показе, даже сама актриса еле сдерживала слезы.
Сразу после спектакля все желающие собрались в малом зале, чтобы принять участие в конкурсе рецензий. Ведущая Александра Никитина рассказала, что конкурс проводят в театре уже третий год.
— Раньше нам просто присылали их после спектакля. И мы поняли, что, во-первых, у многих теряются уже чувства, эмоции от спектакля, забываются многие моменты. А, во-вторых, мы убедились, как сильно слушают дети своих родителей. Очень часто взрослые исправляют дополняют, перефразируют слова ребенка. Так теряется индивидуальность, непосредственность и оригинальность изложения. Поэтому мы придумали новый формат – стали писать текст сразу после представления. Конкурс мы проводим в течение года. Все работы мы сначала оцениваем в театре, а потом отправляем их профессиональным театральным критикам, чтобы они оценили содержание, конструктивность и аргументированность, — поделилась Александра.
В начале Александра обратила внимание, что обязательно нужно использовать программку, искать в ней информацию, имена. Требований к структуре и типу изложения как таковых нет. Но есть вещи, которые обязательно должны быть в рецензии: название театра, название постановки, имя автора текста. Если вы упоминаете какого-то персонажа, то необходимо указать актера, исполнявшего его роль. Если вы хотите написать о декорациях и костюмах, то стоит указать художника по костюмам. И так нужно делать с каждым аспектом постановки, который вы затрагиваете в своей рецензии.
Для написания рецензии используют особые методики, разработанные профессиональными театралами. Их применяют, чтобы написать рецензии или обзоры. Александра использовала технику пяти вопросов.
Сначала всех присутствующих попросили закрыть глаза и представить самую понравившуюся и запоминающуюся сцену. Затем все участники должны были описать то, что увидели и рассказать, почему их это очень впечатлило. Затем Александра спросила: «Что вас разозлило?», «Что вам было неприятно?».
— Зрители очень часто зажаты в своих эмоциях. Многие считают, что нельзя писать плохо вообще, а кто-то за общим хорошим впечатлением не считает нужным раскрыть недостатки, но вот этот ком невысказанности заглушает все остальное. А когда человек выльет все то, что ему не нравится, он может уже идти более глубоко в анализ представления, — отметила Александра.
Третий вопрос был посвящен музыкальному сопровождению спектакля. Сначала зрители послушали две мужские композиции и написали свои чувства по поводу них, что общего, а чем они различаются. Затем такую же процедуру провели с женскими партиями.
— Как правило, третий вопрос должен выровнять хорошие впечатления и то, что разозлило. Мы обычно берем нечто нейтральное, например, музыку или световую игру. Для «Питера Пэна» используем музыкальные фрагменты, а для «Маленького принца» демонстрируем освещение аналогичное тому, что было в постановке. Для написания рецензий по спектаклю «Умка» мы просим изобразить их фигуру для какой-то сцены, и описать их чувства, — прокомментировала Александра Никитина.
Затем ведущая попросила рассказать, что странного или необычного заметили зрители? Что зацепило их взгляд? Очень важно было не только написать, что заметили, но и где будут искать ответы на вопрос: Почему это странно или необычно? Почему это так привлекло мое внимание?
Перед последним вопросом участникам конкурса предложили поделиться на бумаге с тем, что им хочется высказать, но об этом их не спросили.
Для пятого вопроса используют «метафору». В этот раз участников попросили ответить на вопрос: «Что хотел сказать режиссер Алексей Франдетти этой постановкой? Почему он поставил именно «Питера Пэна».
Хочу отметить, что как участник, который уже много месяцев следит за делами театра, читает и смотрит интервью режиссера и актеров, слышал сотню раз о том, как и почему появился этот мюзикл в МОГТЮЗе – даже у меня появились свои взгляды и мнение на этот вопрос, причем совсем новые, которые до этого я не прокручивала в голове.
Александра поделилась, что во многих работах конкурсанты подмечают уникальные вещи. Каждая рецензия позволяет открыть что-то новое или приметить то, на что не обращал внимание.
Конкурс проходит в течение года, и в конце мая назовут победителей в каждой возрастной категории. Всего их четыре. Участвовать могут и взрослые. О конкурсе объявляют заранее в социальных сетях театра или перед началом представления.
Автор текста: Валентина Свиридова
Метки: Алексей Франдетти, МОГТЮЗ, Питер Пэн