В пятницу, 29 марта, в Культурном центре «Авангард» пройдет встреча преподавателя учреждения, артиста народного балета Виктора Бирюкова с жителями. Накануне творческого вечера редактор газеты «Орехово-Борисово Южное» поговорил с Виктором Тимофеевичем о его жизни, работе и русском балете.
— Виктор Тимофеевич, если бы Вас попросили охарактеризовать самого себя, то как бы Вы это сделали? Кто Вы? Кто Вы в первую очередь?
— Начиная с 18 лет меня преследовал Его Величество Случай. Некоторые из них круто изменили всю мою судьбу. Получается, что я «человек-случайность» (смеется). И именно об этом я хочу рассказать на встрече в культурном центре. О том, из каких случайностей была соткана моя жизнь: как простой рабочий паренек прошел путь до элиты советской эстрады.
— За 22 года Вы создали 20 концертных номеров, 12 из которых – в русском стиле. Это настоящий рекорд для артиста балета. Но есть ли из этих танцев один, которым Вы гордитесь больше всего?
— Это «Калиновские частушки». Тот случай, когда я проснулся звездой. Я горжусь также танцами «Полынь», «Жаворонок», «Деревенский Дон Жуан», «Смоленский гусачок». Все эти постановки разные по характеру, но этим и интересны зрителю. За 30 лет работы в самодеятельности я создал 30 номеров для детей и взрослых.
Мой звездный час как балетмейстера начался с Дворца культуры МиСис, где я поставил 20 выступлений. Там я организовал профессиональную группу из десяти артистов балета, сделал с ними профессиональный сольный концерт, и мы работали в парках Москвы и на дискотеках.
— Наверняка у Вас была мечта станцевать с примой? Сбылась она?
— Среди моих партнерш были известные и очень талантливые балерины. Это солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко Елена Баршева – уникальная пальцевая танцовщица. Это прима-балерина Новосибирского и Одесского театров Ираида Чичкова. Но главная прима моей жизни – это прима-балерина Госакадемансамбля песни и пляски Ольга Барышникова.
— Благодаря проекту «Танцы» на ТНТ и другим подобным программам на федеральных каналах, сильно увеличился всплеск интереса к этому виду искусства. Однако народных номеров в таких программах меньшинство. Как народник, считаете ли Вы русские танцы базой для всего этого искусства?
— Понимаете, я профессионал, и могу это доказать своей работой на лучших концертных площадках Советского Союза, всего мира. Я работал в одних концертах с великими артистами кино, театров, эстрады. Как народник, я считаю, что любой артист ансамбля Игоря Моисеева или Павла Вирского, коллективов «Березка» или «Гжель» – универсал. Ему подвластны танцы любого направления.
А к проекту «Танцы на ТНТ» отношусь очень осторожно. Мне это напоминает джем-сейшн*, если говорить музыкальным языком. Очень много пластики, акробатики и пантомимы, но танцевальности маловато. Видимо сейчас такой жанр востребован молодежью.
— Русский балет всегда считался сильнейшим в мире. Согласны с этим? И, если принять, во внимание вкусы современного зрителя, есть ли у классического и народного балета будущее?
— По поводу «сильнейшего в мире русского балета» – не совсем согласен. В советское время у нас было недостаточно информации. В мире, например, был признан балет под руководством Джорджа Баланчина.
Классика всегда была и будет вечной. Я сам начинал с классики в клубе Минфина. Сейчас считаю, что, если исполнять брейк-данс или хип-хоп в классическом стиле (а я это видел в Америке, Париже) – это будет очень красиво и эстетично.
Ну а народный танец – он вечен в любой стране.
— Вы когда-нибудь хотели «изменить» своему стилю?
— Никогда!
Справка
*Джем-сейшн — исполнение совместных импровизаций и экспромтов музыкантами, постоянно не играющими друг с другом, в джазе, рок- и поп-музыке.
Фото предоставила: PR-менеджер КЦ «Авангард» Светлана Носкова
Метки: Виктор Бирюков, КЦ Авангард