Во вторник, 5 марта, в гости в Культурный центр «Авангард» приедет известная народная певица Ирина Леонова. Накануне творческого вечера редактор газеты «Орехово-Борисово Южное» поговорила с Ириной Николаевной о ее жизни и творчестве.
— Ирина Николаевна, Вы известны как русская народная певица, лауреат международных и российских конкурсов, доцент кафедры эстрадно-джазового пения МГИК. Когда-нибудь хотели «изменить» своему русскому стилю?
— Мое творчество произрастает из истории моей России, родной культуры, моей семьи. Мои предки были одарены музыкальной природой: мама прекрасно пела, а папа танцевал степ. На одном из концертов они и познакомились. Для своего времени родители были очень актуальны и современны.
Мама уже в детстве отдала меня в музыкальную школу. Затем училище, высшие образования… Начинала я в конце 80х – начале 90х артисткой Ивановской филармонии. И параллельно с творчеством преподавала. А эта работа предполагает постоянного повышения квалификации, поэтому учусь до сих пор, и это мне очень нравится.
Мое амплуа определила бы так – современная эстрадная певица с русской вокальной школой лирико-патриотического репертуара. Выезжая с гастрольно-творческой программой за границу, стараюсь хотя бы одно произведение выучить на языке приглашающей страны в знак уважения. Поэтому в моем репертуаре есть песни на болгарском, словацком, украинском, английском, итальянском, сербском и других языках. Но все же я остаюсь русской певицей.
— У Вас музыкальная семья. Кто еще составляет этот творческий круг?
— Мама и две мои тети в свое время сложили трио: они были очень похожи, и голоса их удивительным образом сливались. Песни добрые: конечно, о любви, родине.
Дедушка мой прошел Великую Отечественную войну и вернулся с войны с трофейной гармошкой. Из маминых рассказов помню такие цитаты: «Когда дед играл, хотелось любить, хотелось жить, а войну проклятую забыть навсегда и не вспоминать». Осталась единственная фотография: мой дедушка сидит с гармошкой в военной форме. Мне кажется, что именно с таких солдат, с таких героев и создавался образ Василия Теркина.
Музыкально одарена была и моя бабушка — жизнерадостная, сильная женщина. Все сравнивали ее с Лидией Руслановой!
Попыталась пойти по музыкальной линии и моя внучка — она даже победила в нескольких конкурсах. Потом как-то разочаровалась. Возможно, еще вернется – посмотрим.
Мой муж Андрей — бывший рокер… хотя говорят, что бывших рокеров не бывает. Сегодня мы одно целое: и семья, и творчество. Андрей пишет музыку, аранжировки, аккомпанирует мне на гитаре.
— В одном из интервью Вы признались, что Ваше творчество адресовано русской душе. А какая она – русская душа? (можете описать?)
— Русская душа – непостижимая и огромная, мощная и наивная, светлая и доверчивая, щедрая и прекрасная. Она в песнях, она в сказках, она в многовековых традициях.
— Сегодня русская песня ушла в нишевой сегмент. По Вашему мнению, это правильно? И какое будущее у русской песни?
— Раньше русская песня была сама жизнь. Потом она стала частью массовой культуры. Сейчас русская песня для тех, кто способен думать, анализировать и не поддаваться влиянию толпы.
А если говорить о проблеме русской песни, то сначала надо осознать проблему современных образования и культуры. Если решим эти вопросы, то русская музыкальная культура снова займет свое почетное высокое место.
— Есть ли у народников некий элемент соперничества с поп-исполнителями?
— На мой взгляд проблем «народников» с поп-культурой быть не может вообще. То, что мы принимаем за народную популярную музыку — это псевдонародная или вообще «шансон». «Бутылка водки, хвост селедки» под гармошку — к народной культуре не имеет отношения вообще. А мода по типу «пипл хавает» пройдет, останутся искусство, история и традиции… обязательно останутся.
Индустрия развлечения сегодня – это не совсем одетые тела, бесполые, плохо танцующие, а еще хуже поющие. А они, в моем понимании, не могут называться культурой вообще.
У нас на кафедре учится очень одаренный студент, многие уже знакомы с его творчеством – это Александр Панайотов. На экзаменах мы переживаем вместе с ним: мы видим, как он волнуется, старается, как он уважает своих учителей. Вот его творчество мне очень нравится.
— Расскажите о том, что будет 5 марта на встрече проекта «Звезды в «Авангарде»? Что Вы ждете от этой встречи?
— В проекте «Звезды в Авангарде» я буду рада встретиться со своими любимыми зрителями. Мы поговорим по душам и споем для души. Репертуар у меня большой, надеюсь, для каждого, кто придет на этот диалог, найдется его любимая песня. А от каждой такой встречи я жду новых друзей и новых единомышленников.
— Быть звездой сложно? Почетно? Лестно?
— Понятие «звезда» мне менее близко, чем «любимый артист», «любимый певец». Может быть, потому что я родилась, училась в советский период — тогда так было принято. Эту любовь нужно было заслужить. А когда ты заслужил любовь зрителей – это большая ответственность.
Фото предоставила Ирина Леонова и Культурный центр «Авангард»
Метки: певица