Николай Пронько — главный врач детской поликлиники №12 и депутат муниципального округа Орехово-Борисово Южное. В интервью нашему корреспонденту он рассказал о своей профессии, опыте, а также об актуальных вопросах современной медицины.
— Как вы решили стать детским врачом?
Николай Пронько (Н. П.): Медицину я выбрал после окончания 8 класса, когда встал выбор профессиональной подготовки, я решил, что тратить время на то, чтобы еще учиться в 9 и 10 классе нецелесообразно. Я поступил в техникум и выбор мой пал не медицину, мне казалось, что это самая креативная профессия, самая развивающаяся, очень интересная. Так оно и случилось. Будучи в училище я понял, что останавливаться не собираюсь и хочу получить высшее образование. В моем вузе была одна из лучших баз подготовки педиатров, и я воспользовался этим шансом.
— Вы употребили такое слово — креативная. В чем креатив Вашей профессии?
Н. П.: Когда ты общаешься с ребенком, ты никогда не знаешь, во что это выльется. Всегда дети нас больше учат, чем мы их. Какое бы у тебя ни было настроение, когда ты общаешься с маленьким ребенком, оно у тебя в любом случае изменится в лучшую сторону, потому что дети — это благодарная публика, которая всегда чувствует твое отношение к ним. Они всегда тебя заставляют находиться в форме, быть и немножко клоуном, немножко аниматором, немножко строгим учителем и наоборот. К каждому ребенку ты подбираешь ключик. Потом, наша специальность является одной из самых быстроразвивающихся, стоять на месте невозможно. Внедряются новые технологии, появляются новые лекарственные препараты.
— Чтобы быть хорошим главным врачом, необходимо не только иметь хорошие знания и опыт, но и быть отличным управленцем. Что наиболее сложное в работе сегодня?
Н. П.: Самое сложное – это работа с коллективом. Коллектив не бывает, подобран так, что все одинаково образованы, все одинакового возраста, склада мышления. Наша задача как управленцев это, во-первых, разношерстный коллектив со своими особенностями сплотить в команду, чтобы реализовать всю помощь, которую от нас ожидают.
— Очень распространенная проблема сейчас — нехватка педиатров. Как в вашей поликлинике с этим обстоят дела?
Н. П.: Мы не исключение из общей практики. Произошла реорганизация и к нам присоединили еще два филиала, в одном из них традиционно низкая укомплектованность педиатрами. Это связано со многими причинами: особенности не очень удобной транспортной доступности, участков растянутых и так далее. Хотя мы делаем все, чтобы привлечь специалистов, например, из территорий. Это одна из главных проблем страны, нехватка детских врачей. Потому что это тяжелая специальность: вся нагрузка не только в лечении, но и ведении больных, работе с родителями, районами, профилактике, все ложится на участкового педиатра. И не каждый готов остаться на этой должности, многие уходят в узкие специальности или вовсе меняют род занятий. В этой связи есть какие-то подвижки, целевое обучение, но мне кажется, нужно быстрее пересматривать свою позицию. С нашей стороны, мы уже 5 лет ожидаем, что наконец-то начнут выпускаться люди, которым давали целевые направления, за которыми закреплены обязательства – три года проработать в поликлинике. Думаю, в ближайшие годы эта ситуация развернется, в Москве точно.
— Сегодня многие мамы отказываются от прививок. Откуда взялась эта тенденция и как это можно изменить?
Н. П.: За последние лет 15 российское здравоохранение испытало колоссальное давление со стороны различных СМИ, когда люди, не имеющие никакого отношения к медицине, очень любили с удовольствием критиковать нашу систему и врачей. Очень много сайтов и блогов, которые ссылаясь неизвестно на что, рассказывают страшилки про осложнения после прививок, которые ничем не подтверждаются. На сегодняшний день все здравоохранение в мире развивается по типу доказательной медицины. Эффективность прививок доказано неоспоримо, можно привести миллион исторических фактов, которые подтверждают их пользу. Вспомните те заболевания, которые выкашивали население. Оспу, например, убрали только при помощи прививок. Москва в течение 5 лет не знала, что такое краснуха и корь, а сейчас, из-за массовых отказов эти болезни снова вернулись. Причем у тех групп лиц, которые пострадали тогда, когда отказы начали появляться. В итоге болеют люди, которым уже за 20, которых не прививали мамы в детстве. Родители зачастую недооценивают риск.
— То есть после прививок заболеть все-таки нельзя?
Н. П.: Заболеть от прививки в настоящее время невозможно. Сейчас они не имеют в себе компонента живого, за исключением всего двух, которые имеют в своем составе ослабленный компонент. Прививки все они имеют компоненты белков, которые вырабатываются определенной группой антител, подготовленные специально к этому вирусу или бактерии!
— Скажите, как часто нужно показывать ребенка для профилактики врачу?
Н. П.: Российская модель именно детского здравоохранения всем миром признана самой лучшей. Мы первые, кто ввел понятие «детский врач», мы первые начали развивать детскую сеть, выделили отдельную специальность и отдельные поликлиники. Весь мир признал это, и лучшие практики здравоохранения берут это на вооружение. Профилактическая медицина у нас очень мощная. При правильной подаче диеты, правильном лекарственном обеспечении ребенок вырастает без каких-либо потерь для здоровья. У нас младенческая смертность за 1 год уменьшилась на 30%! Подросшим детям необходим полный медицинский осмотр ежегодно. И я за свою практику не помню, чтобы серьезные заболевания мы находили, когда уже совсем поздно. Москва и наш район, в частности, считаю, находится в хороших условиях оказания помощи детям.
— Почему вы решили пойти в депутаты?
Н. П.: Понимаете, поликлиника находится в районе, который не отделишь от людей, для которых мы работаем. Многие вопросы очень тесно пересекаются с медицинскими проблемами. Решение вопросов по тому же улучшению территорий, детских площадок и так далее, прямым образом имеют влияние на здоровье детей. Моя работа в Совете депутатов недалеко уходит от работы главврача. Большинство моих мыслей и действий направлены на то чтобы сохранить, и улучшать качество жизни пациентов.
Екатерина Гробман