12 августа в России – День Военно-воздушных сил. В районе Орехово-Борисово Южное проживает много ветеранов-авиаторов. Специально к празднику мы побеседовали с одним из них. Александр Медовиков – генерал-майор, начальник штурманской службы военно-транспортной авиации СССР.
— Александр Васильевич, Вы столько сил и времени отдали военному делу – больше 40 лет это, мягко говоря, впечатляет. В чем секрет такой долгой службы?
Александр Медовиков (А. М.): Я с детства мечтал стать военным. Хотел быть моряком, носить тельняшку и бескозырку. В 1951 году по комсомольской путевке меня пригласили на службу в Военно-морской флот. Думал, все, мечта сбылась! Стал проходить медицинскую комиссию, а потом мне сказали – не годен. В итоге я попал в ВВС. К тому же, в то время я встретил студентку медицинского училища и влюбился. Я был крестьянином, а она образованной девушкой. Хотел быть достойным ее, поэтому стремился к знаниям: много читал, изучал, писал методички. Наверное, нашел себя благодаря любви к жене и к военному делу.
— Каким опытом и знаниями надо было обладать в то время, чтобы стать штурманом военно-транспортной авиации?
А. М.: Обязательно нужно было иметь образование в штурманском училище. Там нас учили всем азам, подготавливали на тренажерах, а потом и на настоящей технике. Но главное – надо любить свою работу, знать, что ты делаешь и уметь это делать. Прийти на службу, отсидеть и уйти – может каждый. Важно также взаимоотношение внутри коллектива. Хоть я и был строгим, но любил и уважал людей. Мне не раз приходилось обучать других военных, а это очень ответственное дело.
— Во время службы в ваших руках были тысячи жизней и столько же техники. Вы ощущали на себе эту ответственность? Был ли страх, что Вы не справитесь с каким-то заданием?
А. М.: Страха не было. Потому что, когда я планировал, например, учение, то разрабатывал план, маршрут, режим полета, на каких площадках стоит приземляться. Все вопросы, связанные с взлетами, полетами, возвращениями, выброской десантов, я тщательно прорабатывал. Не было ни одного случая, чтоб командующий сказал мне: «Переделать!».
— Можете вспомнить какой-нибудь опасный случай в воздухе? Когда операция или жизнь людей висели на волоске?
А. М.: Были опасные случаи со сближениями самолетов. Например, на учениях надо было за 45 минут выбросить несколько тысяч человек на одну площадку. Самолеты идут друг за другом на расстоянии двух километров. Чтобы не было столкновения, надо было следить за приборами, рассчитывать ситуацию. 28 декабря 1979 года у меня была засекреченная операция в Афганистане. Надо было выбросить на аэродромы Кабула и Баграма десантную дивизию из восьми тысяч человек и столько же техники. Площадки эти были в горах, поэтому я тщательно все продумывал. В итоге: за два дня с помощью трехсот самолетов мы выполнили эту миссию. За нее мне вручили Орден Красной звезды.
— Вы не первый год преподаете «уроки мужества» ребятам в районных школах. Можете в одном предложении сказать, что же такое «мужество»?
А. М.: Да, я преподаю в двух начальных школах. Мне нравится, когда у ребят горят глаза, и они задают много вопросов. Видно, что им интересно то, что я рассказываю. Героические подвиги молодых ребят военных лет тоже затрагиваю. Поэтому могу сказать, что мужество – это способность человека выполнить свой долг.
— Ваш район расположен недалеко от одних из трех «воздушных ворот» столицы – аэропорта Домодедово. Здесь часто пролетают пассажирские, военные самолеты. Ностальгируете, когда видите их?
А. М.: Конечно, вспоминаю былые времена. Но сейчас уже другое время – штурманов уже нет. Зато каждый год я езжу с сыном в Витебск, где встречаюсь со своими однополчанами 339-го военно-транспортного авиационного полка.
Лилия Кошелева