ГКУ «Специализированный дом ребенка № 25 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики Департамента соцзащиты города Москвы», расположенный на Елецкой ул., 10, корп. 2, в противовес своему солидному суровому названию больше похож на уютный, просторный, гостеприимный дом.
«Наш дом ребенка — единственное в Южном округе учреждение для детей в возрасте до 4 лет с органическим поражением ЦНС и нарушением психики, — отмечает главный врач Андрей Сергеевич Комаров. — Благодаря хорошей материально-технической базе и отличной слаженной работе коллектива, на 90% состоящего из специалистов первой и высшей квалификационных категорий, мы достойно представляем наш округ среди других московских социальных учреждений подобного профиля, а главное, успешно справляемся со своими ключевыми задачами — поиском семей для наших воспитанников, а также социализацией и социальной адаптацией малышей».
Если «сердцем» учреждения являются дети, то «душой» — персонал, начиная от руководителя и заканчивая санитарками. Среди 127 сотрудников дома ребенка только 8 мужчин, остальные — представительницы прекрасного пола. «С самого основания наше учреждение держится на хрупких женских плечах, — констатирует Андрей Сергеевич. — И заслуги наших сотрудниц сложно переоценить».
Среди 119 женщин — воспитателей, врачей, медсестер, нянечек, поваров — есть и те, кто стоял у истоков создания учреждения и рос вместе с ним как специалист.
Людмила Николаевна Букаева — воспитатель с 45-летним стажем, работает в доме ребенка № 25 с момента его открытия в далеком 1982 году. Через ее добрые натруженные руки прошло больше двух тысяч детей. Она не может назвать точное число своих воспитанников, зато помнит имя едва ли не каждого малыша и связанную с ним историю.
С некоторым содроганием она вспоминает 1980-е, когда не хватало элементарных вещей: одежды, обуви, игрушек. Классическая ситуация тех лет — деньги вроде есть, но покупать нечего. Швейные фабрики отличал унифицированный подход к заказам социальных учреждений, они могли сшить 100 оранжевых байковых сорочек для девочек и 100 синих — для мальчиков. Испытав в очередной раз стресс при виде малышей в одинаковой, как в инкубаторе, одежде, Людмила Николаевна начала самую настоящую «эстетическую революцию» в рамках одного дома ребенка. И это в условиях тотального дефицита! С тех самых пор — со времен застоя — в доме ребенка № 25 детской одежде, ее разнообразию, ярким цветовым решениям и сочетаниям, удобству и качеству уделяется пристальное внимание. «Детали, мелочи в нашем деле играют очень большую роль», — убеждена Людмила Николаевна, и с ней трудно не согласиться.
Одна из главных профессиональных заслуг Людмилы Николаевны — внедрение в воспитательно-реабилитационную систему учреждения методики Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому», согласно которой необходимо исходить из наблюдений за ребенком, воспитание должно быть свободным и индивидуальным. Результаты такого подхода оказались настолько впечатляющими, что он закрепился в учреждении как один из основополагающих методов развития малышей.
В такой эмоционально загруженной сфере деятельности, как работа с детьми-инвалидами, нередки случаи профессионального «выгорания». Однако отличительной особенностью сотрудников дома ребенка № 25 является неизменно позитивный настрой. По словам старшей медсестры Людмилы Ивановны Ясаковой, также работающей здесь едва ли не с момента основания, для нее неиссякаемым источником энергии становятся малыши, попадающие в учреждение в самом раннем возрасте. «Было все, — рассказывает Людмила Ивановна, — и слезы, и переживания, ведь до прихода сюда я никогда не работала с детьми с особыми потребностями. Но знаете, малыши же меня и удержали. У нас каждый день не похож на другой, каждый день дарит динамику в развитии того или иного ребенка, каждый день случается какое-нибудь маленькое чудо. Особое счастье коллектив испытывает, когда лечение вопреки всем прогнозам дает ощутимые результаты, когда реабилитационная работа превосходит все наши ожидания. Так было и с детьми с церебральным параличом, и с малышами с синдромом Дауна: первые, несмотря на вердикт “инкурабельный”, начинают ходить, кушать, обслуживать себя самостоятельно, вторые делают стремительные успехи в общем развитии. И огромная заслуга в этих колоссальных победах принадлежит не только медицинскому персоналу и педагогам, но и нашим нянечкам, которые денно и нощно, не отходя от кроваток, ухаживают за детьми и, подобно предрассветным жаворонкам, первыми видят признаки положительной динамики».
Хорошие, без ложной скромности, показатели работы учреждения, по мнению заместителя главного врача Татьяны Витальевны Малышевой, — результат комплексного подхода, когда малышам оказывается медикаментозная, физиотерапевтическая, психологическая и педагогическая помощь. Педиатры, неврологи, психологи, логопеды, инструкторы ЛФК, массажисты, педагоги, воспитатели и нянечки день за днем вдохновенно борются за право каждого ребенка на полноценное будущее. Успешной работе способствуют и хорошо оборудованные кабинеты, включая физиокабинет, зал ЛФК, уголки Монтессори, комнаты-лекотеки для развития двигательных, коммуникативных, познавательных навыков, сенсорные комнаты для релаксации, стимуляции, восстановления и др. Кроме того, уже с трехмесячного возраста в работе с малышами используют музыку как прекрасный естественный метод психологической коррекции.
«У нас фактически нет подразделения на должности, — говорит старший педагог дома ребенка № 25 Светлана Константиновна Коханова. — Мы все взаимозаменяемы, каждый специалист универсален, способен выполнять разные задачи и в любое время готов помочь коллеге. И это нормальная практика в учреждениях, подобных нашему, ведь к нам попадают абсолютно разные дети с разными диагнозами, жизненными историями. Бывает, поступают трехлетние малыши из асоциальных семей, не знающие, что такое ложка, суп, не владеющие элементарными навыками, присущими детям их возраста. При живых родителях они становятся сиротами и растут сами по себе. С такими воспитанниками ни физически, ни морально невозможно ограничиваться сугубо своим, прописанным в должностных инструкциях кругом обязанностей. Здесь понятие “эгоизм” просто не приживается».
«Главная наша цель — чтобы ребенок нашел семью, — говорят сотрудницы дома ребенка № 25. — Но мы так прикипаем к малышам, что очень ревностно относимся к потенциальным родителям. Для нас очень важно, чтобы ребенок обрел подлинную семью, чтобы его полюбили всем сердцем. Приемные родители должны обладать неиссякаемым запасом любви и терпения, должны по-настоящему созреть для усыновления или удочерения, прежде чем войти в мир ребенка. Это громадная, пожизненная ответственность, и радостно, что тенденция последних лет такова, что люди стали чаще усыновлять детей-инвалидов. Наши малыши быстро находят своих родителей».
Отмечая высокую степень государственной поддержки, в том числе успешное взаимодействие с управой района Орехово-Борисово Южное, Андрей Сергеевич Комаров возлагает большие надежды на переход домов ребенка в ведение Департамента социальной защиты населения. «Сосредоточение всех социальных учреждений и служб под крылом одного ведомства будет способствовать комплексному решению проблемы сиротства, — считает главный врач. — К тому же с таким коллективом, с такими сотрудницами нам по плечу любые перемены».
Наверное, это справедливо, что в подобных социальных учреждениях самая ответственная и важная часть работы традиционно возложена на женщин. У большинства сотрудниц дома ребенка № 25 есть дети, у многих — внуки, но для матери нет понятия «чужой ребенок». Вот и становятся эти женщины — пусть и на время — мамами для своих воспитанников-крох. А что может быть важнее мамы в жизни каждого ребенка?
Ю. Чен
Фото автора