Новости

Кузница школьных талантов

10/06/2014

В Департаменте образования города Москвы 29 мая состоялась пресс-конференция «Эстафеты интеллекта: результат московской команды на Всероссийской олимпиаде школьников».

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор гимназии № 1579 (ЮАО) Марина Кудинова, а также ученица 9-го класса школы № 2075 (ТиНАО), абсолютный победитель по литературе, призер по русскому языку Ольга Пичужкина и ученица 9-го класса гимназии № 1579, победитель по искусству (МХК), призер по обществознанию Юлия Ратавнина рассказали журналистам о том, как выступила сборная Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников.

В этом году московские школьники на заключительном этапе олимпиады показали рекордный по сравнению с прошлым годом результат: 123 победителя (в 2013 г. — 84). Столица стала безусловным лидером по всем предметам.

От общего числа участников финального этапа олимпиады московские школьники составили более 30%, завоевав 368 дипломов по 21 предмету.

Как пояснил Иван Ященко, такие высокие результаты стали возможны благодаря тому, что работа, нацеленная на развитие способностей и талантов школьников, носит теперь массовый характер. В этом году школьный этап всероссийской олимпиады прошел по всем предметам практически во всех школах столицы. Во время проведения окружного этапа состязания проходили в разные дни по различным предметам, чтобы ребята могли проявить себя в тех областях, которые им наиболее интересны.

Если еще недавно существовали квоты, то согласно новым правилам для выхода в финал олимпиады участникам необходимо было набрать проходной балл, установленный Минобрнауки России. Это позволило выявить наиболее достойных, сделать соревнования более прозрачными и открытыми. Впервые каждый участник мог просмотреть свои решения и обсудить их с преподавателем на Портале госуслуг, где были опубликованы сканированные бланки работ.

Иван Ященко добавил, что если ранее московские школьники традиционно были сильны в таких предметах, как математика (27 дипломов), физика (21), информатика (21), то в этом году серьезный прорыв произошел в гуманитарных предметах: 26 дипломов по обществознанию, 23 — по литературе и 20 дипломов — по истории. Он также отметил, что сегодня в каждой московской школе создается комфортная образовательная среда, в которой ребятам приятно и интересно учиться.

Активно развивается система кружков, выездных школ, сборов, что очень важно для подготовки к олимпиадам. Качественное образование стало доступнее. Ребятам теперь не нужно ехать на дополнительные занятия в соседний район, на другой конец города:

все необходимое есть в школе, где ребенок учится.

Опытом подготовки к олимпиадам поделилась директор гимназии № 1579 Марина Кудинова. По ее словам, учебное заведение ушло от системы, когда в олимпиадах участвуют одни и те же ребята. Теперь это движение стало массовым.

Олимпиады, как подчеркнула директор гимназии, создают ситуацию успеха, мотивирующую школьников на учебу в целом. «В нашей школе стало престижно участвовать в олимпиадном движении. Думаю, на следующий год результаты будут еще лучше», — заметила Марина Кудинова. По ее мнению, положительную роль в победах на олимпиаде сыграло то, что гимназия стала образовательным комплексом (к ней присоединена школа № 511). У школьников появилась возможность более широкого выбора педагогов, дополнительных занятий, кружков. Если в 2013 г. на региональном этапе олимпиады было получено 14 дипломов по 10 предметам, то в 2014 г. — 23 диплома по 9 предметам плюс 2 диплома на заключительном этапе олимпиады. Для гимназии это серьезный рывок вперед.

Своими впечатлениями с журналистами поделились победители финалов Всероссийской олимпиады Ольга Пичужкина и Юлия Ратавнина. Девочки отметили высокую организацию олимпиады, включавшую экскурсии, встречи с известными людьми, конкурсы и игры. «Хорошая подготовка — это основная часть успеха на олимпиаде», — сказала Ольга Пичужкина. По мнению обеих школьниц, важную роль при подготовке к олимпиаде сыграли, конечно, педагоги, которые смогли заинтересовать своим предметом, дать дополнительные знания. При подготовке к заключительному этапу большую помощь оказали профильные семинары, организованные на базе Центра педагогического мастерства.

«Сама олимпиада — это не только соревнования, это возможность реализовать себя, показать, на что ты способен, наконец, интересно провести время», — добавила Юлия Ратавнина.

Отвечая на вопрос, будут ли организованы олимпиады для учащихся младших классов, Иван Ященко сказал, что такие олимпиады уже проводятся, например, недавно состоялась олимпиада по математике среди второклассников. Но в случае с младшими школьниками важно выявлять не призеров и победителей, а просто хвалить ребят за их успехи по тем или иным предметам, иначе можно отбить у ребенка интерес к занятиям, дальнейшим соревнованиям.

Завершая встречу, Исаак Калина подчеркнул, что Москва нуждается в талантливых людях. Сегодняшняя система олимпиад способствует их выявлению. «Антипедагогическая, на мой взгляд, фраза — “отбор детей ” — наконец уходит из лексикона московского образования», — сказал министр, отметив, что очень важно, чтобы любому ученику в школе было интересно, чтобы каждый мог найти направление, в котором он будет развиваться.

Уже в сентябре каждый московский школьник начиная с 5-го класса получит логин и пароль доступа к системе электронной поддержки олимпиад, где найдет приглашение к участию в олимпиадах, занимательные задачи. В сентябре во всех школах Москвы также пройдет школьный этап Всероссийской олимпиады по всем предметам, в которой сможет принять участие любой ученик.

Е. Быкова Фото автора

Выбор редактора