Новости

Генерал с поля боя

28/04/2014

Район Орехово-Борисово Южное по праву гордится своими жителями. В череду славных имен вписано и имя героя этого номера — генерал-майора Поликарпа Порфирьевича Ермолаева. Всю свою жизнь он посвятил служению Отечеству, решая стратегические военные задачи по укреплению обороноспособности нашей страны.

Судьба Поликарпа Порфирьевича непроста и удивительна. Редко кому удается уже с юных лет понять свое предназначение, выбрать свою профессию и путь. В случае с мальчиком из чувашской глубинки сошлись и мечта, и время, и судьба: рано осиротевший и столь же рано определившийся с призванием Поликарп Ермолаев сумел добиться на выбранном поприще блестящих высот. Достаточно сказать, что он участвовал едва ли не во всех важнейших военных операциях своего времени, а на малой Родине прославленному генерал-майору присвоено звание «Почетный гражданин».
— Поликарп Порфирьевич, что побудило Вас выбрать стезю военного?
— Думаю, на выбор профессии повлияли послевоенные годы, на которые пришлись мои детство и юность. В школе в то время большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию, многие учителя были вчерашними фронтовиками. Так, военным руководителем у нас был бывший офицер Красной армии, а директором школы — капитан. Эти наблюдательные и мудрые люди первыми посоветовали мне выбрать профессию военного. Конечно, я мог попытать счастья в любом институте, но решил поступать в военное училище в Саратове. Я был уверен, что делаю правильный выбор, ведь мои отец и дяди погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
— Как складывалось начало Вашей службы?
— В 1955 году после окончания средней школы я поступил в Саратовское училище химических войск. Учеба давалась мне без особенных усилий, можно сказать, легко. После училища 9 лет отслужил в Московском военном округе. Затем последовали учеба в Военной академии имени Фрунзе, служба в Сибирском военном округе, а потом перевод в Московский военный округ — в гвардейскую Таманскую мотострелковую дивизию, где я был назначен командиром батальона. Затем перешел в штаб дивизии, занимался боевой подготовкой частей. Кроме того, организовывал показы жизни и быта дивизии перед руководителями страны, иностранными делегациями, партийными и комсомольскими лидерами, отвечал за подготовку частей дивизии к парадам на Красной площади.
— Каково это — готовить части дивизии к главному параду страны?
— Вернее сказать — к парадам: ведь в СССР парады проходили не только в мае, но и в ноябре. Сказать, что было трудно, — ничего не сказать. В течение 5 лет я занимался организацией, формированием так называемых «коробок» — тренировкой участников парада, которые в положенный срок должны были четко, синхронно пройти по главной площади страны и достойно представить свою дивизию. Первые подготовленные мною «коробки» от гвардейской Таманской мотострелковой дивизии прошли в 1970 году.
— Я знаю, что Вы принимали участие в боевых действиях в Афганистане и в дипломатических кругах Афганистана Вас называли «генералом с поля боя»…
— Да, с июля 1987 по декабрь 1989 года я служил в Афганистане. Мой приезд на территорию военных действий совпал с периодом, когда проводилась политика национального примирения, и моджахеды переходили на сторону властей. Перемирие подкреплялось договором между лидерами моджахедов и президентом Республики Афганистан Мохаммадом Наджибуллой, при подписании которого должен был присутствовать советский генерал. Им оказался я. В итоге практически все лидеры моджахедов знали меня в лицо. И афганцы, понимая всю сложность ситуации, зыбкость примирительных процессов, — это же война, где все возможно! — нарекли меня «генералом с поля боя».
— Вы были советником заместителя министра обороны Республики Афганистан. Расскажите, что входило в Ваши обязанности?
— Более года я находился непосредственно в районе боевых действий. Будучи советником замминистра обороны Афганистана, вместе с сотрудниками своего аппарата занимался оказанием практической помощи руководству министерства в организации мобилизационной и боевой подготовки штабов и войск. В наши обязанности входили задачи по оказанию помощи командирам и штабам частей афганской армии по вопросам комплектования войск боевой техникой, вооружением, их подготовки к ведению самостоятельных боевых действий и совместных (с частями 40-й армии) операций против бандформирований. С конца 1988 по декабрь 1989 года оказывал помощь в организации охраны и обороны всех аэродромов, обеспечении безопасности в кабульской режимной зоне, проводке колонн с Севера через перевал Саланг с вооружением, боевой техникой и продовольствием во все провинции страны.
— Получается, Вы оставались в Афганистане после вывода советских войск?
— Да, я находился там до конца 1989 года.

Главное — не убегать
от призыва
Находясь в Афганистане, Поликарп Ермолаев до последнего не знал, что в этой войне участвовал его родной племянник — младший сын старшего брата. Рядовой Игорь Ермолаев отслужил в Афганистане положенный срок — об этом Поликарпу Порфирьевичу сообщила в одном из писем супруга. Полтора года генерал-майор служил рядом с родным племянником: они шли практически одними дорогами. К счастью, служба Ермолаева-младшего прошла благополучно, обошлось без серьезных травм и ранений. Безусловно, эта история характеризует не только самого генерала, который мог принять меры, чтобы родственники не служили в Афганистане, но и всю семью Ермолаевых — людей глубоко порядочных, скромных и надежных.
Признаюсь, об этом случае Поликарп Порфирьевич упомянул лишь вскользь, но я взяла на себя смелость рассказать о нем, поскольку именно такого рода детали ярче всего характеризуют людей.
Слушать генерал-майора можно часами. Еще бы: география его службы настолько обширна, что легче назвать военные округа, в которых Поликарп Порфирьевич не бывал. И везде мужественный, опытный и непреклонный генерал проявлял себя, как мудрый стратег, блестящий руководитель, преданный своему Отечеству и своим солдатам. Бывало всякое: и разочарования, и сомнения, и действия наперекор общепринятым правилам в целях сохранения здоровья и высокого морального духа военнослужащих. Сохраняя принципиальную позицию по многим вопросам, Поликарп Порфирьевич внес ощутимую лепту в укрепление авторитета Вооруженных сил нашей страны.
Напоследок задаю генерал-майору Ермолаеву несколько вопросов.
— Поликарп Порфирьевич, каковы Ваши пожелания будущим призывникам?
— Главное — не «бегать» от призыва. Ведь военная служба не только дисциплинирует, воспитывает в человеке качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни, учит ответственности — она еще и интересна, разнообразна. Очень важно, что сейчас призывник может сам выбирать род войск и, если позволяет состояние здоровья, пойти служить в престижные ВДВ, ВВС или ВМФ. А отношение к новобранцам в армии во многом определяется поведением и характером самого человека, его умением постоять за себя как физически, так и морально.
— Совсем скоро страна будет отмечать великий праздник — День Победы. Что бы Вы пожелали нашим ветеранам и жителям района накануне 9 Мая?
— Всем фронтовикам, труженикам тыла от души желаю здоровья, силы духа, семейного тепла, а жителям района — процветания и благополучия под мирным небом нашей страны.

Подготовила Ю. Чен

Поликарп Порфирьевич Ермолаев родился в 1938 году в деревне Новые Ключи Аликовского района Чувашской Республики в семье крестьянина. Окончил Саратовское училище химических войск, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Проходил службу на различных оперативно-штабных должностях в МВО, САВО, ДВО, ЗабВО и в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР. Службу свою в Вооруженных силах завершил первым заместителем начальника штаба Забайкальского военного округа. С 1987 по 1989 годы принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан. В качестве советника заместителя министра обороны Афганистана решал стратегически важные задачи, обеспечивал безопасность военнослужащих и мирного населения. Удостоен орденов Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многих медалей, имеет почетные награды иностранных государств.

Выбор редактора